Парша Бамидбар – 5785

Откуда Оно Светится?

Перевод Галины Хайкиной 

В Мишкан (Скинию) приносили два типа подношений. Первый был Кодшей Кодшим, крайняя кедуша (святость), а второй был кодшей калим, лесер кедуша. Среди различий  между этими двумя типами подношений было место, куда разрешалось приносить мясо. Первого не разрешили вынести за завесы, окружающие внешний Алтарь. Если он покидал эту территорию, его считали посулом (недействительным) его запретили и его запрещали есть. Последнего разрешалось брать с собой куда угодно в пределах лагеря, лишь бы он находился в пределах границ, где стояли наши люди. Если последний покидал весь лагерь, он становился посулом, и его нельзя было есть.

    Причина этих ограничений в том, что мясо этих приношений обладало святостью, что требовало, чтобы оно оставалось в святом месте. Первым, имеющим более высокий уровень, требовалась область с более высоким уровнем святости. Последний, чей уровень святости был ниже, имел более низкий порог. Даже последнему требовалось святое место. Это было место, где расположились наши люди.

    Святость – это состояние бытия. Это относится не только к объектам, животным и людям, но также к территориям и местам. Одна область может иметь кедушу, а другая может быть лишена кедуши. Не только на территории Мишкана есть кедуша, но даже там, где жил еврейский народ, была кедуша, хотя и меньше, чем в Мишкане.

      Откуда исходит эта кедуша? Кедуша исходит из Мишкана, в котором находился Аарон Хакодеш (Священный Ковчег), священный Ковчег, в котором находились Две Скрижали и Тора. Мишкан был местом упокоения Присутствия Хашема. Подобно тому, как свет исходит от Солнца и освещает все, что находится в пределах его прямой прямой досягаемости, так и Кедуша исходила от Его Присутствия и освящала любое место в пределах прямой досягаемости. В том числе и лагерь, где жили наши люди.

    В главе Парши этой недели, Бамидбар, Тора рассказывает нам, что, когда наши люди путешествовали с места на место по пустыне, они складывали Мишкан и путешествовали строем. Талмуд учит нас, что как только Мишкан был полностью сложен и вырван с корнем со своего места кодшей кодшим, прежний тип подношений стал посулом, потому что Мишкан и Алтарь больше не находились на своем месте и, следовательно, тот уровень святости больше не существовал. Однако кодшей калим, последний вид подношений, не стал посулом, поскольку они все ещё находились в стане Еврейского народа, хотя и в движении, а не на месте.

    Вот! Кедуша, найденная в стане людей, осталась нетронутой даже тогда, когда кедуша Мишкана распалась. Даже когда первый стал посулом, второй не стал посулом, потому что святость Еврейского народа оказалась нетронутой. 

    Если кедуша еврейского стана исходила от Мишкана, то когда Мишкана уже не стало, откуда взялась кедуша стана?

 Ответ в том, что кедуша исходила не от Мишкана как такового, а скорее от Присутствия Всевышнего, которое покоилось на Мишкане. Однако, после того, как Мишкан был сложен, Присутствие Всевышнего само стало обитать в еврейских домах. Именно в еврейском доме теперь находился Источник той кедуши.

    Как нам повезло! Каждый еврейский дом, чья повседневная деятельность соответствует идеалам Торы и чьи отношения основаны на ценностях и приоритетах Торы, является домом Всевышнего и Его Присутствия.

Кедуша наших домов исходит от присутствия, которое находится внутри самого дома.

Независимо от того, повезло ли нам жить в непосредственной близости от Мишкана или мы потеряли свой Мишкан, святость еврейского дома вечна.

Желаю чудесного Шаббата!

Пейсах Дискинд