Примечания
Перевод Галины Хайкиной
В течение последних нескольких недель мы использовали параллель с оркестром, чтобы почувствовать вкус наших праздников. Мы понимаем Рош ха-Шана как наше обязательство участвовать в оркестре и следовать указаниям нашего Дирижера. В дни, предшествовавшие Йом Кипуру, мы готовились устранить любые препятствия, которые могли бы помешать общению между Проводником и нами. В Йом Кипур Сам Проводник устранил эти барьеры. В последующие дни мы готовились к выступлению: собирали инструменты и готовили симфонический зал для выступления. Наконец, мы действительно выступаем. С нашим Лулавом и Эсрогом в руках и с сердцами, переполненными радостью от того, что нас выбрали для выступления и что мы находимся так близко к Дирижеру, мы поем наш Халель в совершенной гармонии нашему Дирижеру, мы поем наш Халлель в совершенной гармонии нашему Дирижеру. Каждый Еврей играет на инструментах, которые ему дали, следуя нотам, предназначенным для него. Даже неевреи придут послушать выступление: они, в конце концов, зрители.
Такова судьба нашего народа – петь произведение, сочиненное Всевышним, перед всем миром и дать возможность людям оценить Величие нашего Дирижера. С окончанием Суккота, представление завершается, гости расходятся по домам, а мы завершаем свою миссию. Что такое праздник Шмини Ацерес? Что осталось праздновать?
Именно по этим нотам мы учимся играть. Это ноты, которые нам дал Сам Дирижер. Эти ноты не имеют аналогов.
В симфоническом оркестре каждый инструмент имеет свой набор нот. Несколько скрипок могут играть одни и те же ноты, но у гобоев свой набор нот, у кларнета – свой, и так далее. У дирижера есть заметки каждого, и он дает указание каждому в соответствии с ними. Если бы все пользовались одними и теми же записями, никто бы не знал, какая часть принадлежат ему, а какая – соседу.
Однако Тора, представляющая собой записи, написанные Всевышним для нашего выступления, является полной противоположностью. Существует только одна Тора, и она никогда не меняется. Тора, которую написал Моше, – это та же самая Тора, которую изучал Йешаягу (имя пророка), и это та же самая Тора, которую изучал Раши. Ту самую Тору, которую изучали вильнюсские гоанцы, изучает и мой внук.
Эти ноты настолько богаты, потому что несут в себе Имена Самого Всевышнего. Его гений бесконечен, и Его Имена бесконечны, также как каждый человек обладает своим уникальным пониманием и опытом, которые формируют его уникальное понимание, так и Тора, которую каждый человек изучает, и Тора, которую они изучают, несет в себе мелодию, которая уникальна для них. Никто другой не выразит это точно так же. Это совокупность Торы, которую изучает каждый еврей, и заповедей, которые каждый еврей исполняет; каждый по-своему, и все это создает симфонию, выражающую Волю Дирижера. Именно ради этой симфонии Всевышний создал мир.
Наша симфония не имеет аналогов, потому что мы не просто следуем указаниям дирижера, мы фактически играем ноты, которые несут в себе Имя Дирижера. Создаваемая музыка исходит не только от наших личных инструментов, но и является выражением Самого Дирижера через фильтр каждого участника оркестра.
Если мы хотим оставаться верными нашей параллели с оркестром, давайте рассмотрим Шмини Алзерет и Симхас Тора как состав участников. Теперь, когда мы исполнили нашу симфонию и гости ушли, настало время отпраздновать это событие с другими музыкантами, с дирижером и, конечно же, с Нотами.
Желаем вам чудесного Шаббата и радостного праздника Симхат Тора!
Пейсах Дискинд