Молитва это цель, а не средство
Перевод Галины Хайкиной
Рав Хутнер открывает окно для понимания функции молитвы и того, почему Всевышний ставит перед нами те или иные задачи.
Глава 116 Техилим, которую мы читаем в Халеб (особой молитве), начинается со следующего стиха. «Я люблю, что Ты, Всевышний, слышишь голос мой и мольбы мои, ибо Ты приклоняешь ко мне ухо Свое». Мы можем перефразировать этот стих: «О´Хашем, я люблю, что Ты отвечаешь на мои молитвы, потому что Ты уделяешь мне внимание.»
Давид Хамелех (Царь Давид), похоже, поменял местами средства и цель. Давайте применим этот синтаксис к другому контексту. Мне нравится ездить в Нью Йорк, я просто обожаю шумную и оживленную городскую жизнь. Я добираюсь до Нью Йорка на автобусе. Эта поездка продолжительностью три с половиной часа, и мне она нравится, потому что она доставляет меня в Нью Йорк. Причина, по которой я люблю ездить на этом автобусе, заключается в том, что он доставляет меня к цели. Поездка на автобусе как таковая меня не интересует; это всего лишь средство достижения моей цели.
Выражая свою любовь к путешествию в Нью Йорк, я не скажу, что мне нравится ездить в Нью Йорк только потому, что я могу ездить на автобусе. Скорее я скажу, что я люблю ездить на автобусе, потому, что он доставляет меня в Нью Йорк.
Если функция молитвы заключается в том, чтобы просить Всевышнего о помощи и разрешить трудности, с которыми мы сталкиваемся, то нам больше всего в молитве нравится то, что Всевышний слушает наши молитвы и отвечает на наши просьбы. Отражающее это утверждение должно звучать так: Мне нравится, что Всевышний уделяет мне внимание, потому что Он отвечает на мои просьбы. Если Довид Хамелех меняет порядок, он показывает, что цель молитвы не в том, чтобы отвечать на наши трудности. Скорее, цель Довида состоит в том, чтобы Всевышний обратил на него внимание, а средство, с помощью которого он заставляет Всевышнего обратить на него внимание,- это молитва о помощи Всевышнего.
Другими словами, Всевышний хочет, чтобы мы соединились с Ним наиболее значимым образом – через молитву. Однако, не испытывая трудностей в молитве, невозможно излить свое сердце в молитве Всевышнему. Только когда мы испытываем страх и беспокойство по поводу ситуации, которая давит на нас, наше сердце открывается. Поэтому Хашем создает трудности, которые сбивают нас с толку, чтобы мы открыли свое сердце в молитве и соединились с Ним.
Синаксис стиха теперь в идеальном порядке. Когда на мою молитву отвечают, я знаю, что Всевышний обратил внимание на мою молитву, и поэтому «я рад, что Всевышний ответил на мою молитву, потому что теперь я знаю, что Всевышний обратил внимание на мой голос».
Стих Шире ха-Ширим 2:14 «У моря сказал мне Всевышний (еврейскому народу):«О, голубица моя, запертая в море, словно в расщелине скалы. Покажи Мнение твой молитвенный взор, дай Мне услышать твой молящий голос, ибо голос твой сладок и твоё поведение прекрасно.»
Мидраш объясняет, что этот стих относится к еврейскому народу на берегу Красного моря, находящемуся в полном страхе перед египетской армией позади них и морем перед ними. Параллель можно провести с маленькой птичкой, которая садится между скалами так, чтобы орел не мог до нее дотянуться, но как только она приземляется между скалами, за ней гонится змея. Ей некуда идти.
Мидраш объясняет, что Всевышний, доведя Свой народ до состояния полного отчаяния, намеревался побудить его к самой искренней молитве. Причина, по которой Он желает их молитв, заключается в том, что их голос сладок а лица прекрасны.
Цель еврея – соединиться со Всевышним на максимально глубоком эмоциональном уровне. Всевышний бросает нам вызовы, которые затрагивают струны нашей души, чтобы наши самые глубокие эмоции вышли на поверхность и смогли достучаться до Него.
Желаю Вам чудесного Йом Това!
Пейсах Дискинд