Маленький, но чистый выигрывает гонку
Перевод Галины Хайкиной
Отрывок из сочинений моего дорогого зятя, рава Михаэля Боденхаймера з’ц’ ла (пусть праведники поминаются благословением).
Существует известная история, рассказанная равом Шимоном Шваб з’ ц’лом и о его встрече с великим Хофец Хаимом. Хофец Хаим, который был Кохеином (священническим племенем), спросил рава Шваба, был ли он кохеином или леви ( название другого племени), на что рав Шваб ответил, что он не был ни тем, ни другим. Хофец Хаим рассказал ему, почему он и его предки были Кохейнами и были избраны для службы в Бэйс ха-Микдош (Святой Храм) и почему Рав Шваб и его предки не были выбраны. «Моше обратился к народу с призывом: «Все, кто за Всевышнего, придите ко мне,» Ответил мой дедушка, а не ваш ответ на призыв Моше Рабейну (Моше, нашего Учителя) к действию разделил тех, кто должен был служить в Бэйс ха-Микдош, и тех, кто не хотел служить.»
Мы должны спросить себя, почему же, собственно, все евреи не ответили Моше? Из 600 000 человек только 3000 человек реально служили Теленку, остальные – нет. Почему они не откликнулись на призыв Моше? Более того, почему ответ Леви должен давать им право служить до конца истории?
Нецив (комментарий к Торе) объясняет, что Моше уговаривал людей с целью казнить тех, кто служил Теленку. Те, кто вызвался на это задание, подвергали себя опасности. Казненные и их друзья могут принять ответные меры и убить этих добровольцев.
Существует принцип, согласно которому тот, кто занимается выполнением мицвы (заповеди), защищен от опасности. Однако, если это рискованная ситуация, в которой можно ожидать опасности, мицва не защитит его. В то же время, если совершающий мицву делает это без какой либо личной выгоды, то мицва защитит его даже в опасной ситуации.
Поэтому Моше призывал людей, вся мотивация которых была абсолютно бескорыстной и не имела личного интереса. Кандидатами на эту миссию могут быть только те люди, чья цель всей жизни заключалась в исполнении Воли Всевышнего и ничего больше. Любой другой человек, хотя бы он и был праведником, тем не менее подверг бы себя опасности, если бы взял на себя миссию Моше.
Рабейну Бахья (комментарий к Торе) пишет в «Ховос Халвовос» («Обязанности Сердца) насколько осторожным нужно быть, чтобы все действия совершались с чистейшими намерениями только для Всевышнего. Не следует выполнять заповеди или изучать Тору, чтобы стать величайшим раввином или создать самую большую Иешиву. Эти намерения умаляют ценность мицвы. В конце Шаара Йихуд Хамаасе (название одной из глав в «Обязанностях Сердца») он пишет: «Лучше направить всю свою энергию на очищение намерений ваших заповедей, чем выполнять больше заповедей с менее чистыми намерениями. Те немногие заповеди, которые чисты, имеют большую ценность, в то время как многие заповеди, в которых отсутствует чистое намерение, имеют небольшую ценность.»
Возможно, причина роли Левиима в Бэйс ха-Микдош заключалась в том, что их ответ Моше указывал на чистоту их намерений. Как пишет псалмопевец в 33-ем псалме: «Страх перед Хашемом чист, он пребывает вовеки».
Желаю чудесного Шаббата!
Пейсах Дискинд