Один вопрос; в каком направлении
Перевод Галины Хайкиной
Глава Толдос знакомит нас с рождением Яакова и Эйсова, центральных игроков мировой истории. Яков играет роль героя, который приведет мир к его окончательной судьбе, когда Всевышний будет признан и принят всеми. Эйсов играет роль заклятого врага Яакова. Эйсов – тот, кто пытается помешать Якову, используя свои многочисленные приемы, достичь скрытой цели. Хашгача (Божественное Провидение) установило, что эти два игрока родились у одних и тех же родителей в одном чреве в одно и то же время – они близнецы. Их дихотомические отношения напоминают двух козлов, которых приготовили для Йом Кипур службы. Они должны были быть одинакового роста, одинаковой стоимости (ценности) и максимально походить друг на друга. Одного из этих козлов приводили ко Всевышнему в Баяс Хамикдош (Святой Храм), а другого бросали со скалы, чтобы умилостивить сатану. Единственным различием было направление, в котором они шли.
Эти двое детей обладали огромной силой, которая повлияла на мировую историю. Их отправной точкой было только то, в каком направлении они будут использовать эту силу. Как два мощных магнита, они имели одинаковую силу, но один был расположен справа, притягивая к себе левую сторону, а другой расположен слева, притягивая к себе правую сторону.
Шем Мишмуэль (комментарий к Торе) объясняет, что и Якову, и Эйсову была дарована способность соединять два противоположных мира – духовный и материальный.
Яков расположил себя в духовном мире и потянул вверх материальный мир. Эйсов расположил себя в материальном мире и тянул духовный мир вниз.
Какой силой были благословлены эти двое детей? Как соединить эти два противоположных мира?
В Галахе (еврейском законе) есть принцип, называемый икур и тофель; первичный и вторичный. Первичными подразделениями армии являются солдаты на фронте, второстепенными подразделениями являются повара и те повара, которые готовят еду для солдат. Сам банан первичен, а его кожура вторична. Банан имеет самостоятельную ценность. Кожура не имеет самостоятельной ценности; ее цель сохранить банан.
В Галахе мы приписываем икур объекту Галахи, а тофель игнорируется. Одним из примеров является определение брахи (благословение), которое произносится в отношении определенной еды. Икур устанавливает браху. Другой пример, если кто-то несет в субботу хоть одно зернышко ячменя, то это не оскверняет субботу, потому что одно зерно не имеет значения. Если кто-то несет ложку, он оскверняет Шаббат. Если кто-то использует ложку для транспортировки одного ячменного зерна, то ложка – это тофель, а зерно – икур. В этом случае осквернения не произошло, поскольку ложка тофеля по отношению к зерну и количество зерна незначительно.
Вот! Золотая ложка, стоящая больших денег, становится менее значимой, чем одно зерно ячменя, когда ее используют для подачи ячменя.
Все, что делал Яков, было с одной целью: Прославить Всевышнего – другой цели не было. Любое участие в материальном мире было обусловлено этой единственной целью. Материальный был тофелем для духовного. Благодаря этому, он смог вознести весь материальный мир на небеса.
Эйсов, как и Яков, тоже все делал ради одной цели, но цель была в противоположном направлении. Любое участие в духовном мире было обусловлено этой единственной целью. Материал был тофелем для духовного. Благодаря этому, он смог вознести весь материальный мир на небеса.
Эйсов, как и Яков, тоже все делал ради одной цели, но цель была в противоположном направлении. Любое участие в материальном мире было обусловлено этой единственной целью. Вопросы Галахи, которые он задавал своему отцу, были направлены на материальную выгоду. Его желание получить благословения было направлено на удовлетворение его материальных устремлений. Эйсов сделал духовное тофелем материального. Тем самым он смог направить духовное вниз. Как дети Авраама, Ицхака и Якова, мы благословлены силой устанавливать, что такое икур, а что такое тофель. Благодаря этой невероятной силе, мы – те, кто меняет направление мировой истории.
Желаю чудесного Шаббата!
Пейсах Дискинд