Парша Бехалосеха – 5784

Снаружи – Наизнанку

Перевод Галины Хайкиной

Наша глава начинается с того, что Моше наставляет Аарона относительно заповеди зажжения Меноры. Мидраш (часть устной Торы) учит нас, что Аарон был удручен тем, что не участвовал в принесении инаугурационных подношений при освящении Мишкана. Все остальные племена (шеватим) принесли инаугурационные подношения при участии в посвящении Мишкана. Однако у Аарона не было никаких подношений. Чтобы утешить Аарона, Всевышний велел Мойше научить его пользоваться Менорой. Он добавил, что «ваш вклад в виде Меноры больше, чем их вклад.»

   Вопрос в том, как это разрешит подавленность Аарона? Аарону уже было поручено совершать все службы в Мишкане. Зажжение Меноры было лишь одной из таких обязанностей. Более того, чем Менора превосходит приношение Шватим?

  Отвечая на этот вопрос, Рамбам (комментарий к Торе) поясняет, что эта глава Меноры намекает на Менору Хашмонаим во времена Хануки. Хашмонаим, которые были потомками Аарона, отбили Байс Хамикдош (Святой Храм) из рук греков во время Второго Храма и заново открыли его зажжением Меноры. Эта Менора продолжает жить в каждом Еврейском доме. Ханукальная Менора представляет собой свет Устной Торы, который превосходит время и пространство. Оно не ограничивается пределами Мишкана и не ограничивается временем Байс Хамикдоша. Слова Рамбама,  безусловно, отвечают на вопрос, почему Менора была больше других подношений; влияние Меноры продолжает питать нас и сегодня, спустя тысячи лет в изгнании. 

    Почему, на самом деле, Аарон не принес приношение, как другие Шватим, и какова была цель первых приношений, которые принесли Шватим?

   После основания Мишкана наши предки расположились лагерем вокруг Мишкана на площади, причем три Шватим расположились лагерем на востоке, три – на юге, трое на западе и трое на севере. Они представляли собой круг, окружающий Мишкан как центр. Интересно отметить, что когда все точки круга обращены к центру, все они смотрят в разные стороны. Точка западной стороны обращена на восток, а точка восточной стороны – на запад. Не существует двух точек, фокусирующихся в одном направлении, хотя все они фокусируются на одной и той же центральной точке. Это верно и в отношении наших связей с Хозяином нашей Вселенной. Каждый еврей – это ещё одна точка того круга, который окружает Всевышнего. Каждый еврей стремится приблизиться к Нему. Поскольку нет двух евреев, находящихся в одном и том же месте, внимание каждому из них будет выражаться немного по- разному. У каждого Шевет была своя особая авода (служение Б-гу), свой уникальный подход к служению Всевышнему. 

  Аарон и Левиим (племя, частью которого был Аарон) находились на другом уровне, чем Шеватим. Это были те, кто служил в Мишкане. Именно они открыли возможность Шватим приносить свои подношения.

   В то время, как Шватим находились в круге лицом к центру, Аарон и Левиим находились в центре лицом наружу. Отсюда следует, что Аарон и его Шевет не участвовали в принесении инаугурационных подношений в Мишкан. Если так, то почему Аарон должен расстраиваться из-за того, что он не участвовал в открытии Мишкана? 

   Возможно, Аарон был удручен, что не принес первого приношения, отражающего его роль и миссию. Его миссия заключалась в том, чтобы быть в центре и лицом к лицу с людьми. Пророк Малахи определяет роль кохена (священника) как того, кто обучает людей мудрости Торы, и для этой роли и миссии он не принес никакого эквивалента в качестве инаугурационного подношения. Всевышний сообщил Аарону, что его потомки заново освятят Храм Менорой. Пока Шватим приносили свои подношения из своих домов в Мишкан, Аарон приносил Тору в их дома.

Желаю чудесного Шаббата!

Пейсах Дискинд