Парша Ахарей Мос – 5784

Прославляя (празднуя) Еврейский Национализм

Перевод Галины Хайкиной

Молитва Ав Харахамим, произнесенная перед Мусафом (дополнительная молитва) на Шаббос, вспоминает тысячи мучеников, которые были убиты ал Кидуш Хашем (Освящающее Имя Б-га) во время крестовых походов. Эти Кидошим (Святые) приняли меч крестовых походов, вместо того, чтобы принять их крест.

   Эта молитва, в которой мы просим Всевышнего помнить об этих цадиким ( праведных людях), читается каждый Шаббат перед Мусафом. В те Шаббаты, когда мы мекадеш  (освящаем) ходеш ( месяц), эта молитва опускается. Однако, во время Омера (периода времени сразу после Песаха), это произносится даже в эти Шаббаты. Причина этого в том, что эти трагические события произошли преимущественно в период Омера. В прежние времена к Шаббос Шахарис ( утренней молитве) добавлялись особые йоцрос ( особые молитвы) в память об убийстве тех кедошим.

     Чтобы дать представление о том, как эти трагические события связаны с Омером, рав Херш объясняет цель счета Омера.

     При вступлении на нашу Землю Тора запретила нам собирать зерно до принесения Омер Корбан (приношение Омера). Омер Корбан – мучной Корбан, который приносили на второй день Песаха. Ни одному еврею не разрешалось прикладывать серп к зерну до того, как было произнесено это приношение. Причиной этого запрета было желание донести до еврея, что его национальное достояние – это не наша материальная безопасность и независимость. 

    Прежде, чем поднять этот серп, мы вспоминаем, как когда-то мы были рабами Фараона. У нас не было Родины. У нас не было ничего. Только щедрая Милость Всевышнего дала нашему народу существование. Только поделившись этим уроком с нашими детьми и семьями, мы сможем начать собирать урожай. 

    Но это выходит далеко за рамки этого. Каждая нация измеряет свою жизнеспособность с точки зрения экономического успеха и политического мастерства. Хотя это истинные показатели национальной жизнеспособности для всех других наций мира, это не относится к Ам Исроэл (Нации Израиля). У нас есть только один критерий, по которому можно измерить нашу жизнеспособность: наши отношения со Всевышним и с Его Торой. 

    Поэтому, как только мы принесли подношение Омера, начали собирать урожай и почувствовали свою материальную силу, Тора предписывает нам считать каждый день в ожидании получения нашей Торы. Мы никогда не должны впадать в обманчивое представление о том, что у нас есть какая-либо национальная выносливость без связи с Торой. Все материальные блага являются вспомогательными по отношению к Торе. 

  Хотя мицва (заповедь) считать каждый день применима только тогда, когда мы находимся на своей Земле, тем не менее, наши мудрецы проинструктировали нас продолжать считать, даже если у нас нет Земли, даже если мы не можем владеть частью собственностью, как это было на протяжении многих столетий. С какой целью мы должны были считать? Мы, конечно, не собирались верить, что наша жизненная сила – это наше материальное богатство; у нас не было ничего. У нас не было Земли, не было зерна, единственное, что у нас было, – это наша заветная Тора. 

   В начале 1800-х годов реформаторы начали ставить под угрозу нашу Тору, стремясь, по их мнению, повысить их политическое признание в немецкой нации. Оглянувшись на 200 лет назад, мы видим, насколько фатально они ошибались. 

   Оглядываясь назад и на проницательность рава Херша, мы можем понять, почему даже в нашем безумном, бедном государстве, насколько важно считать дни до Шавуос. Верность Торе стоит больше, чем земля, больше, чем собственность, и даже больше, чем сама жизнь и семья. 

    Истинный патриотизм и еврейский национализм могут быть выражены исключительно в нашей преданности Всевышнему и Его Торе.

Желаю чудесного Шаббата!

Пейсах Дискинд